Кросс процесс - Cross Process

Оригинал статьи: http://community.livejournal.com/ru_fotoplenka/1917.html 05 февраля 2006 года
Автор: Александр Гашило

Сегодня я решил поговорить про кросс-процесс (cross). Для тех кто не знает или забыл, напомню что кросс-процессом называют технический прием когда отснятая пленка проявляется не по "родному" процессу, а по какому-нибудь иному. Вариантов тут много, но самый распространенный это когда цветную обращаемую пленку (слайд) проявляют по процессу C-41, то есть как негатив. Процитирую статью из журнала Потребитель №7, 2004

Обработав обращаемую фотопленку по негативному процессу С-41, можно получить очень контрастный цветной негатив с искаженной цветопередачей и без маски. Отпечатанные с такого негатива фотографии будут иметь высокую цветовую насыщенность и контраст. Этот метод часто используется профессиональными фотографами как творческий прием и называется кросс-процессом (Cross).

Вот так примерно выглядит такой кросс-негатив

Но вот что удивительно, хотя результат печати или сканирования такого негатива может быть совершенно различным, большинство авторов упорно уводят цвет в зелень. Вот Вам типичный пример

Такой зеленый оттенок как у конечно имеет право на существование как творческий приём, но этот цвет для кросса не аксиома, не данность, а лишь один из вариантов. Вот пример:

Это результат сканирования одного и того же кадра на разных сканерах и в разных режимах

  1. Nikon 8000 - как есть
  2. Nikon 8000 + Digital ROC + регулировка кривых при сканировании
  3. Imacon + регулировка кривых при сканировании, фон выводился в практически белый цвет. А в результате какой золотистый цвет кожи получился!

Всё это лишний раз доказывает, что цветокоррекция это такой же творческий инструмент, как и все прочие. При печати или сканировании с негатива вообще и с кросс-негатива в частности понятие "нормальный цвет" теряет смысл. Вот результат удачной как мне кажется обработки "зеленого" кадра, упоминавшегося выше

Обратите внимание какого фантастического цвета стали глаза!

Некоторые могут возразить, зачем мол нужен этот кросс-процесс если на компьютере можно проделать с цветом что угодно. Типичная ошибка. Я, как человек ежедневно сканирующий самые разные пленки, уверяю что далеко не все что можно сделать на этапе сканирования, можно восспроизвести потом в ФШ. Цветокоррекция при сканировании это одно, а последующая цветокоррекция в ФШ совсем другое. Так же как из TIF не сделать RAW :) И сканирование такой "экзотики" как кросс-негатив самый яркий тому пример.Я уже не говорю про то, что сканеры бывают разные. Кросс-негатив, если он правильный, то он как правило весьма плотный, даже недешевый Nikon 4000/5000/8000/9000 его просто не пробивает. И цвет естественно получится другой. Конечно можно попробовать восспроизвести эффект кросс'а искусственно, но получается не то. При работе с кросс'ом, как впрочем и с пленкой вообще, всегда присутствует элемент случайности. Цветовой сдвиг, контраст, насыщенность, совершенно особая фактура зерна все это в совокупности идеально имитировать не удастся. Поскольку всю эту возню с кросс процессом затевают как правило ради экспериментов с цветом, так давайте же экспериментировать!

P.S. При съемке по технологии кросс-процесс, для усиления эффекта, настоятельно рекомендуется переэкспонирование пленки на 1/2-1 ступень от нормы. Добавлю так же, что для того чтобы работать по кросс-технологии совсем не нужно быть знатоком фото-химии :) Практически все профессиональные фотолаборатории принимают обращаемую пленку в кросс обработку, и стоит это как правило столько же, сколько стоит проявить обычный негатив