Почему не рекомендуется сканировать фотопленки на планшетнике

Для этого существует как минимум четыре причины:

Причина первая: Оптическое разрешение

Самая очевидная причина - это оптическое разрешение. Если вы сканируете ваши пленки не только для того, что бы смотреть их на экране, то картинку необходимо сканировать с весьма высоким разрешением. Современный цифровой минилаб (фотопечатная машина) печатает с разрешением 300 точек на дюйм (сейчас появились модели с разрешением до 500 точек на дюйм). Нетрудно подсчитать, что для печати фотографии формата 30х40 см. потребуется изображение размером 3600х4800 точек. Если переложить это на размер кадра обычной 35 мм пленки (24х36 мм), то получится разрешение приблизительно равное 3400 точкам на дюйм. Однако большинство доступных планшетных сканеров обеспечивает РЕАЛЬНОЕ оптическое разрешение не более 2000 точек, т.е. в полтора раза меньше. Кроме прочего, относительно "крупногабаритный" механизм планшетников не позволит избежать геометрических искажений при сканировании оригиналов столь малых размеров, как негатив. Механизм подачи не рассчитан на такую прецизионную работу. Не следует также забывать, что при сканировании на планшетнике приходится сканировать через стекло, которое рассеивает свет и накапливает на себе пыль, что тоже не прибавляет качества.

Первый вывод: разрешения планшетных сканеров недостаточно для качественного сканирования 35мм негативов.

Причина вторая: Динамический диапазон

Любое изображение обладает такой характеристикой как оптическая плотность. Применительно к сканеру, диапазон оптических плотностей характеризует способность сканера различить близлежащие оттенки. Максимальная оптическая плотность у сканера - это оптическая плотность оригинала, которую сканер еще отличает от "полной темноты". Все оттенки оригинала "темнее" этой границы сканер не сможет различить. На практике это означает, что "офисный" сканер может потерять все де-тали, как в тенях, так и светах даже обычной фотографии, не говоря уже о сканировании слайда и тем более негатива, когда требуется "пробить" оригинал на просвет.

Итак, рассмотрим типичные оптические плотности для различных оригиналов. Обычная цветная фотография - до 2.5D. Негативы и рентгеновские снимки - 3.0-3.6D. Качественные слайды -- максимум 4.1D Недорогие планшетные сканеры имеют динамический диапазон 2.0-2.7D, хорошие 36-битные 3.0-3.4D.

Существует много методик определения диапазона оптических плотностей. Производители сканеров могут указывать совершенно разные данные, измеряя их по собственным стандартам, которые обычно не публикуются. Реальный диапазон определяется по результатам сканирования стандартного тестового оригинала (например, стандартной мишени Kodak Q61). Пока все встретившиеся нам сканеры ценой до 200 долларов выдавали 24-разрядные данные и имели реальный оптический диапазон 1.8-2.5D (в документации при этом может быть указано и 2.7D и даже 3.0D). Максимальная замеченная нами разница между заявленным и реальным динамическим диапазоном - 0.6D.

Примеры сканирования на барабанном сканере и планшетнике. 3000 dpi, 100% кроп.

Даже имеющий лучшее в своем классе значение реального динамического диапазона 30-разрядный сканер, который позволяет терпимо сканировать цветные слайды, скорее всего разочарует своего владельца при сканировании негативов. Для негативов нужен сканер другого класса. Вообще, если вы являетесь обладателем сканера с максимальной оптической плотностью ниже 3.0D, то для того чтобы использовать свои негативы и слайды в художественной фотографии или в полиграфии, вам лучше сканировать "на стороне", а на слайд-модуле сэкономить, тем более что стоят такие модули для некоторых моделей до 700 долларов. Причем недорогие слайд-сканеры также не являются выходом из положения, если вы стремитесь к профессиональным результатам -- обычно такие их характеристики как разрешение, диапазон оптических плотностей, скорость и качество сканирования, не многим лучше, чем у планшетных сканеров.

Вывод второй: Вам не удастся с приемлемым качеством отсканировать негатив с помощью обычного 30-разрядного планшетного сканера, даже если к нему и прилагается слайд-модуль.

Причина третья: Цветопередача

Сканируя свои негативы или слайды, вы, естественно, хотите получить изображение, максимально точно передающее цвета оригинала. Но в случае использования недорогого планшетного сканера с этим вас тоже могут поджидать проблемы. Дело в том, что с профессиональными слайд-сканерами поставляются очень точные ICC-профили, т.е. файлы, в которых описываются цветовые пространства (цветовые настройки), в которых работают эти устройства. Только с использованием этих профилей можно добиться правильного воспроизведения цвета на мониторе вашего компьютера, и впоследствии на принтере или на отпечатке из цифровой фотолаборатории.

Существуют даже специальные фирмы, (например RealColor ), которые занимаются точной цветовой настройкой всей цепочки сканер-монитор-принтер. Результатом их работы как раз и являются ICC профили, позволяющие получить высочайшее качество цветопередачи на отпечатке. Можно пересчитать по пальцам недорогие планшетники, которые могут похвастаться наличием качественного ICC профиля.

Но если со слайдами все более или менее ясно, то в случае сканирования негативов задача стократно усложняется. В любой современной негативной цветной пленке присутствует слой маски (тот самый слой, который придает пленке так хорошо всем известный красноватый оттенок). Во время сканирования негатива происходит инвертирование изображения, т.е. обращение негатива в позитив, при этом цвет маски должен быть точно вычтен из общего цвета для получения правильной цветопередачи. Такая работа по плечу только слайд-сканеру. В разных слайд-сканерах это реализовано по разному.

Существует две технологии. В первом случае к сканеру прилагается коллекция описаний масок для популярных пленок различных марок и производителей, и при сканировании вы просто выбираете вашу пленку из списка, а далее сканер использует данные из базы данных по пленкам для вычитания маски. Во втором случае сканер каждый раз определяет цвет маски автоматически. Первый метод проще и используется в более дешевых моделях сканеров, но работает не всегда точно, т.к. цвет маски может отличаться у разных партий пленок, а также напрямую зависит от качества проявки. Второй метод более универсален и именно он используется профессиональных сканерах.

В свете проблемы получения правильной цветопередачи нельзя не упомянуть и то, что в качестве подсветки в слайд-модулях используются лампы (как правило так называемые "лампы с холодным катодом"), которые не могут обеспечить равномерность освещения, а так-же постоянство цветовой температуры. Цвет свечения таких ламп может колебаться в следствии колебания напряжения в сети, а так-же он может меняться с течением времени в зависимости от интенсивности эксплуатации. В профессиональных слайд-сканерах (например в сканерах Nikon) подсветка осуществляется линейкой прецизионных светодиодов, с высочайшей равномерностью света и цветовой температуры.

Вывод третий: отсканировать негатив на планшетнике и сохранить при этом правильную передачу можно только ценой немалых трудозатрат.

Причина четвертая: Технологии улучшения изображения

В свое время, для работы с негативными и позитивными фотопленками компания ASF (Applied Science Fiction) разработала три технологии автоматического улучшения изображения: устранение дефектов изображения прямо в ходе сканирования (Digital ICE), восстановление естественных оттенков изображения (Digital ROC) и устранение зернистости изображения (Digital GEM). Для профессиональных слайд-сканеров предусмотрена более продвинутая технология, объединяющая все три вышеперечисленные (Digital ICE3, читается как "Диджитал Айсе Кьюб" или Диджитал Айсе в кубе, в третьей степени). В настоящее время эта технология принадлежит фирме Kodak

Подобные технологии нельзя реализовать программно т.к. для их поддержки необходимо, чтобы сканер поддерживал их на аппаратном уровне. Реализуется эта технология через предварительное сканирование негатива (слайда) в инфракрасных лучах. При этом дефекты изображения (пыль, ворсинки, неглубокие царапины) выделяются на фоне самой пленки и в последствии эффективно удаляются по специальному алгоритму, являющемуся "ноу-хау" компании ASF. Механизмы работы DigitalROC и DigitalGEM до сих пор держатся в секрете. В настоящее время стали встречаться планшетные сканеры поддерживающие технологии удаления дефектов. Но реализованы они в планшетниках хуже. Самым неприятным следствием является чудовищное увеличение времени сканирования, у некоторых моделей в десять (!) раз.

Вывод четвертый: планшетные сканеры не позволяют в полной мере использовать специальные программно-аппаратные решения для автоматической коррекции изображения, тем самым заметно осложняя последующую подготовку изображения к печати.

Найдутся скептики, которые скажут что все, что мы перечислили выше, можно достигнуть путем "нехитрых" манипуляций с изображением в любом пиксельном редакторе, например, в Adobe Photoshop. Наверно, можно. Даже наверняка можно. Если вы знаете как. Но сколько на это уйдет вашего времени?

Причина пятая: Кольца Ньютона

Из за наличия стекла в планшетниках в тонком зазоре между ним и пленкой иногда возникает оптический эффект интерференции. Внешне это выражается в появлении концентрических разводов. Как будто неровные круги на воде. Появляется это чаще при сканировании средне-форматных пленок из за большой площади последних. Предсказать появление колец Ньютона тяжело. Хоть и бороться с ними несложно, однако это занимает время.

Вывод пятый: появление колец Ньютона отнимет у вас время. Сколько стоит ваше время?

Итог:

Мы не можем рекомендовать ни один из представленных на сегодняшний день на рынке планшетных сканеров как инструмент для серьезной художественной фотографии. Однако относительно недорогие модели ценой 200-250$ могут стать хорошим подспорьем для изготовления превью и ведения электронного архива ваших пленок.

Настоятельно рекомендую почитать и тут:
Сравнение планшетного сканера и профессиональных сканеров Nikon и Imacon
Статья: Понятие диапазона оптических плотностей
Статья: Понятие динамического диапазона

AlexFG (admin@filmscan.ru) 2011 © FilmScan.RU